Мотивационные вопросы на собеседовании

Сделать резюме, в полной мере отвечающее образцу, который понравится работодателю, и грамотно презентовать себя во время собеседования – навыки, которые отлично освоило множество соискателей. Но далеко не всегда, знания, умения и опыт, красиво поданные в резюме, совпадают с реальными достижениями кандидата. Чтобы не попасться на «удочку» и не принять в компанию не подходящего человека, особенно если речь идет о руководящей должности, HR-менеджеры нашли выход из положения - ситуационные вопросы на собеседовании.

Ситуационные или мотивационные вопросы отличаются тем, что в них всегда имеется скрытый смысл, поэтому, задавая их внезапно, интервьюер, как на «блюдечке с голубой каемочкой» получает непосредственно из уст кандидата массу информации, которую тот не договаривал или вообще скрывал.

собеседование

Как подготовиться к мотивационным вопросам?

Специалисты по подбору персонала уверены, что тип мотивации является ключевым показателем потенциальной вовлеченности кандидата в рабочий процесс и его профессиональной эффективности. Поэтому, с большой долей уверенности, можно утверждать, что каждый, кто претендует на вакантную должность во время прохождения собеседования, так или иначе, столкнется с мотивационными вопросами.

Полноценно подготовиться отвечать на такие вопросы не получится, хотя бы потому что предугадать их заранее невозможно.

Но, есть задача, грамотное решение которой значительно повысит шансы на успешное прохождение собеседования. Эта задача заключается в том, чтобы понять, какие мотивы приоритетны для конкретного работодателя. Разобраться в этом не сложно, если внимательно прочитать требования к вакансии, там указан перечень качеств, которые работодатель стремится увидеть в своем будущем сотруднике.

Например, в описании к вакансии упоминается целеустремленность. Соответственно, услышав вопрос «с подвохом», кандидат должен таким образом выстроить свой ответ, чтобы там «красной нитью» проходила следующая мысль: «важнейшей составляющей своей работы я считаю умение грамотно ставить цели и уверенно двигаться к их поэтапному достижению».

Во-вторых, есть стандартные мотивационные вопросы, которые в настоящее время задаются практически на каждом собеседовании. Пример такого – «Опишите, каким вы видите собственное будущее через 5 лет». Ответ, который интервьюер услышит от находящегося перед ним человека, станет практически решающим.

К нему обязательно нужно подготовиться. Говорить исключительно о карьерном росте в компании, в которую соискатель в данный момент стремится устроиться, о перспективах самой фирмы и т.д. не стоит, так как опытный рекрутер моментально отнесет вас к лжецам.

Отвечая на этот вопрос, не только можно, но и нужно говорить о семье, о своих увлечениях и хобби, а вот вопрос материального благополучия вполне можно связать с работой в этой компании.

«Немые» мотивационные вопросы

Опытные HR менеджеры обладают мастерством задавать вопросы, выявляющие истинные мотивы кандидата, его тип личности и поведения, не облекая их при этом в слова. Как это возможно? Очень просто: поведение соискателя способно рассказать многое. Чтобы не попасться в расставленную «ловушку» необходимо запомнить, что во время собеседования делать ни в коем случае нельзя:

  • Критиковать и негативно отзываться о прошлом начальстве, коллегах и самой  компании, в который вы раньше работали.

  • Опаздывать, чересчур волноваться или наоборот, много шутить.

Что сделать важно:

  • В позитивном ключе говорить, как о прошлом рабочем месте и о его коллективе, так и о будущем.

  • Держать себя уверенно, задавать уточняющие вопросы, касательно характера работы, миссии и ценностей компании.

Резюме

Самое главное, о чем следует помнить кандидату, которого пригласили благодаря заинтересовавшему рекрутера резюме, это то, что собеседование – это, прежде всего, переговоры. Переговоры, в которых соискатель способен, как выиграть желаемый «приз», так и потерпеть поражение. Ставки слишком высоки. Поэтому, прежде чем отправиться на собеседование, нужно обязательно подготовиться:

  • Прочитать максимум информации о фирме, которую вам только удастся найти. Работодателю, спросившему «Что вам известно о нашей компании?» будет гораздо приятнее видеть ваши познания о миссии фирмы, о ее целях и принципах, а не только услышать краткий пересказ раздела «О нас» с корпоративного сайта.

  • Подготовиться отвечать на самые распространенные вопросы, в том числе и об ожиданиях по заработной плате, что предполагает проведение мониторинга аналогичных предложений от конкурентов.

  • Говорить честно и уверенно.