Представить современный мегаполис без метрополитена уже невозможно. Достаточно на пару часов остановить подземное движение поездов, как привычному слаженному ритму города наступает полный крах. Киев в этом не исключение. Перевозя ежедневно свыше миллиона пассажиров, столичная подземка носит гордое звание главной транспортной артерии города.
И лишь немногие, кто попадает в это подземное царство под буквой «М», понимают сложность и предельную точность работы метро. Увлечённые злободневными делами и обыденными проблемами, мы часто не замечаем деталей. А между тем глубокие киевские тоннели скрывают много интересных фактов и малоизвестных тайн.
Первый в мире прототип современного метро появился в Лондоне в 1863 году, однако такому виду транспорта радовались недолго. Дело в том, что только через 27 лет под землёй запустили электрические поезда с более-менее комфортными вагонами. До этого времени пассажиров возили чадящие паровозы в полностью закрытых вагончиках. В народе их прозвали «психушками», потому что стены внутри в целях безопасности оббивались мягким материалом.
Киевская подземка появилась почти через 100 лет после открытия лондонской и уже представляла безопасный и удобный вид транспорта. Есть сведения, что планы строительства метрополитена в Киеве были официально озвучены в 1884 году. Но из-за сложившихся исторических событий задумки были отложены до лучших времен.
Эти лучшие времена наступили в августе 1949 года, когда управление «Киевметрострой» утвердило проект строительства подземной железной дороги. Осенью 60-го года была запущена первая ветка, соединяющая пять станций: от вокзала до Днепра. Сегодня она представляет центральную часть Святошинско-Броварской линии и включает самые старые станции.
В те далёкие времена поездка подземным транспортом приравнивалась к полёту в космос, настолько это было необычным и редким явлением. Киевское метро стало третьим в Советском Союзе. Прокатиться в подземке мечтали взрослые и дети.
Киевское метро имеет три действующие линии, эксплуатационная длина которых составляет около 70 км. На трёх линиях имеется 52 станции с тремя пересадочными транспортными узлами.
Каждая станция – настоящий шедевр строительства и отдельный кусочек истории города. Они развивались в ногу со временем, соединяли новые районы и жилые кварталы, становились неотъемлемой частью городской транспортной системы. По каждой станции разрабатывались отдельные проекты, практически половина из них глубокого заложения. Большая часть представляет пилонный и колонный типы строительства.
Особенного внимания заслуживают самые старые станции центральной линии, которые негласно называются «музеями». В первые годы своего открытия их и, правда, посещали, как музеи. С лепниной, мозаикой, большими люстрами и белыми мраморными пилонами они выглядят как дворцы.
Самой красивой станцией киевской подземки признана «Золотые ворота». Она также считается символом всего столичного метрополитена.
«Золотые ворота» – памятник архитектуры и монументального искусства. Входит в двадцатку самых красивых подземных станций в мире по версии журнала «Дейли телеграф».
Центральный вестибюль станции демонстрирует традиции зодчества на Руси. Мраморные огромные своды образуют арки и опираются на низкие круглые колонны. Многочисленные арки украшают мозаики, изображающие историю Киевской Руси в хронологическом порядке. Здесь и киевские князья, и храмы, и деятели культуры.
Собирали мозаики художники в специальных ванночках, которые в готовом виде крепились под сводами. Торцовые панно венчают Архангел Михаил и Георгий Победоносец. Особую роль в центральной части вестибюля играют массивные бронзовые люстры, которые напоминают светильники Владимирского собора.
«Крещатик» – станция-коврик с мраморными пилонами. Имеет необычное украшение: майоликовые вставки с традиционными украинскими ковровыми орнаментами. Рисунки завершаются алюминиевыми решетками, которые напоминают бахрому.
«Университет» – самая ажурная станция-музей. Мраморные коричневые пилоны на фоне белых карнизов с лепными орнаментами создают неповторимую цветовую гамму. Со стороны центрального зала в нишах на пилонах располагаются бюсты великих деятелей культуры и науки. Над каждым из них работал отдельный скульптор. С внешней стороны стены украшают ажурные вентиляционные отсеки, выполненные из гипса.
«Площадь Независимости» – располагается под главной площадью Киева и является первой из трёх станций колонного типа. И первой, где в отделке стен использовали мрамор. Мраморные колонны создают ощущение простора, а по декоративным панно можно изучать историю «союзной» жизни и даже освоение космоса.
«Арсенальная» – единственная станция без центрального вестибюля, по так называемому «лондонскому типу». К тому же это самая глубокая станция метро в мире: глубина более 105 метров. На станцию ведут два эскалатора. Несмотря на то, что станция оформлена более сдержанно, выглядит она богато. Зал украшают светильники рижского типа, мраморные колонны и глянцевый гранитный пол.
«Олимпийская» – красивая станция, главной тематикой оформления которой стал спорт. Зауженные пилоны напоминают колонны, такая задумка упрощает передвижение большого потока пассажиров. В торце зала располагается панно из красной и синей смальты с олимпийскими кольцами. Кассовый зал украшает барельеф, изображающий хоккей и футбол. Мраморные серые стены компенсируют недостаток света и создают ощущение динамики. Вестибюль освещают большие люстры в виде велосипедных колес.
«Днепр» – единственная станция столичной подземки на эстакаде с береговыми платформами. К тому же, это и самая высокая станция над уровнем земли с самой длинной платформой – 125 метров. В отличие от остальных станций, здесь видно контактный рельс. Оформление станции голубой плиткой, стеклянными навесами и белым инкерманским камнем гармонично вписывается в речной ландшафт.
В Киеве ходят легенды о параллельном метро и даже о поезде-призраке. Спешим успокоить гостей и жителей столицы: поезд-призрак всего лишь выдумка, а вот станции-призраки вполне существуют в реальности. На Сырецко-Печерской линии их даже две:
Первая под проектным названием «Львовская брама» («Львовские ворота») находится между станциями «Лукьяновская» и «Золотые ворота». Это недостроенная платформа, мимо которой поезда проносятся уже более 20 лет. Из-за недостатка пассажиропотока в 1996 году она так и не вошла в «зелёную» линию и была законсервирована.
Вторая версия консервации станции связана с районом расположения. Историческая застройка, узкие улицы, высокая плотность домов не способствовали открытию подземной остановки.
Вторая станция-призрак носит название «Теличка» и располагается между «Выдубичами» и «Славутичем». Скрыта эстакадой Южного моста, для многих горожан она остаётся неизвестной. Станцию планировали берегового типа в районе с плотной промышленной застройкой. Однако с течением времени платформа утратила надобность, некоторое время использовалась, как техническая, а после и вовсе закрылась.
Есть сведения об ещё одной недостроенной станции на Печерской линии – под проектным названием Герцена. Она планировалась для разгрузки пассажиропотока у Киевского мотоциклетного завода, но так и не была завершена.
Мало, кто из киевлян знают о существовании «закрытого» туннеля. Он связан со строительством Сырецко-Печерской линии метро. Архитекторы и проектировщики задумали создание двух пересадочных станций с выходом на уже существующие две линии.
В ходе работы возникли трудности с пересадкой на красную линию. В результате было принято решение построить новую станцию в стороне от тоннелей перегона «Университет» – «Крещатик». Станцию построили и присоединили к существующей линии новый транспортный узел. Старый тоннель законсервировали.
А вы знали, что в киевском метро самая большая плотность движения поездов в мире – интервал от 90 секунд. А пассажиропоток на центральной ветке в час пик составляет более 60 000 людей. Такое количество жителей помещает город Борисполь. Ещё несколько интересных фактов о столичной подземке предлагаем узнать вместе с нами: