Киевский метрополитен - интересные факты, станции-музеи и призраки

Представить современный мегаполис без метрополитена уже невозможно. Достаточно на пару часов остановить подземное движение поездов, как привычному слаженному ритму города наступает полный крах. Киев в этом не исключение. Перевозя ежедневно свыше миллиона пассажиров, столичная подземка носит гордое звание главной транспортной артерии города.

И лишь немногие, кто попадает в это подземное царство под буквой «М», понимают сложность и предельную точность работы метро. Увлечённые злободневными делами и обыденными проблемами, мы часто не замечаем деталей. А между тем глубокие киевские тоннели скрывают много интересных фактов и малоизвестных тайн.

Киевский метрополитен

Немного истории

Первый в мире прототип современного метро появился в Лондоне в 1863 году, однако такому виду транспорта радовались недолго. Дело в том, что только через 27 лет под землёй запустили электрические поезда с более-менее комфортными вагонами. До этого времени пассажиров возили чадящие паровозы в полностью закрытых вагончиках. В народе их прозвали «психушками», потому что стены внутри в целях безопасности оббивались мягким материалом.

Киевская подземка появилась почти через 100 лет после открытия лондонской и уже представляла безопасный и удобный вид транспорта. Есть сведения, что планы строительства метрополитена в Киеве были официально озвучены в 1884 году. Но из-за сложившихся исторических событий задумки были отложены до лучших времен.

Эти лучшие времена наступили в августе 1949 года, когда управление «Киевметрострой» утвердило проект строительства подземной железной дороги. Осенью 60-го года была запущена первая ветка, соединяющая пять станций: от вокзала до Днепра. Сегодня она представляет центральную часть Святошинско-Броварской линии и включает самые старые станции.

Киевское метро: станция Днипро

В те далёкие времена поездка подземным транспортом приравнивалась к полёту в космос, настолько это было необычным и редким явлением. Киевское метро стало третьим в Советском Союзе. Прокатиться в подземке мечтали взрослые и дети.

Станции-музеи

Киевское метро имеет три действующие линии, эксплуатационная длина которых составляет около 70 км. На трёх линиях имеется 52 станции с тремя пересадочными транспортными узлами.

Каждая станция – настоящий шедевр строительства и отдельный кусочек истории города. Они развивались в ногу со временем, соединяли новые районы и жилые кварталы, становились неотъемлемой частью городской транспортной системы. По каждой станции разрабатывались отдельные проекты, практически половина из них глубокого заложения. Большая часть представляет пилонный и колонный типы строительства.

Особенного внимания заслуживают самые старые станции центральной линии, которые негласно называются «музеями». В первые годы своего открытия их и, правда, посещали, как музеи. С лепниной, мозаикой, большими люстрами и белыми мраморными пилонами они выглядят как дворцы.

Самой красивой станцией киевской подземки признана «Золотые ворота». Она также считается символом всего столичного метрополитена.

Золотые ворота

«Золотые ворота» – памятник архитектуры и монументального искусства. Входит в двадцатку самых красивых подземных станций в мире по версии журнала «Дейли телеграф».

Станция метро Золотые ворота Киев

Центральный вестибюль станции демонстрирует традиции зодчества на Руси. Мраморные огромные своды образуют арки и опираются на низкие круглые колонны. Многочисленные арки украшают мозаики, изображающие историю Киевской Руси в хронологическом порядке. Здесь и киевские князья, и храмы, и деятели культуры.

Собирали мозаики художники в специальных ванночках, которые в готовом виде крепились под сводами. Торцовые панно венчают Архангел Михаил и Георгий Победоносец. Особую роль в центральной части вестибюля играют массивные бронзовые люстры, которые напоминают светильники Владимирского собора.

Станция метро Золотые ворота Киев

Крещатик

«Крещатик» – станция-коврик с мраморными пилонами. Имеет необычное украшение: майоликовые вставки с традиционными украинскими ковровыми орнаментами. Рисунки завершаются алюминиевыми решетками, которые напоминают бахрому.

Станция метро Крещатик Киев

Университет

«Университет» – самая ажурная станция-музей. Мраморные коричневые пилоны на фоне белых карнизов с лепными орнаментами создают неповторимую цветовую гамму. Со стороны центрального зала в нишах на пилонах располагаются бюсты великих деятелей культуры и науки. Над каждым из них работал отдельный скульптор. С внешней стороны стены украшают ажурные вентиляционные отсеки, выполненные из гипса.

Станция метро Университет Киев

Площадь Независимости

«Площадь Независимости» – располагается под главной площадью Киева и является первой из трёх станций колонного типа. И первой, где в отделке стен использовали мрамор. Мраморные колонны создают ощущение простора, а по декоративным панно можно изучать историю «союзной» жизни и даже освоение космоса.

Станция метро Площадь Независимости Киев

Арсенальная

«Арсенальная» – единственная станция без центрального вестибюля, по так называемому «лондонскому типу». К тому же это самая глубокая станция метро в мире: глубина более 105 метров. На станцию ведут два эскалатора. Несмотря на то, что станция оформлена более сдержанно, выглядит она богато. Зал украшают светильники рижского типа, мраморные колонны и глянцевый гранитный пол.

Станция метро Арсенальная Киев

Олимпийская

«Олимпийская» – красивая станция, главной тематикой оформления которой стал спорт. Зауженные пилоны напоминают колонны, такая задумка упрощает передвижение большого потока пассажиров. В торце зала располагается панно из красной и синей смальты с олимпийскими кольцами. Кассовый зал украшает барельеф, изображающий хоккей и футбол. Мраморные серые стены компенсируют недостаток света и создают ощущение динамики. Вестибюль освещают большие люстры в виде велосипедных колес.

Станция метро Олимпийская Киев

Днепр

«Днепр» – единственная станция столичной подземки на эстакаде с береговыми платформами. К тому же, это и самая высокая станция над уровнем земли с самой длинной платформой – 125 метров. В отличие от остальных станций, здесь видно контактный рельс. Оформление станции голубой плиткой, стеклянными навесами и белым инкерманским камнем гармонично вписывается в речной ландшафт.

Станция метро Днепр Киев

Станции-призраки

В Киеве ходят легенды о параллельном метро и даже о поезде-призраке. Спешим успокоить гостей и жителей столицы: поезд-призрак всего лишь выдумка, а вот станции-призраки вполне существуют в реальности. На Сырецко-Печерской линии их даже две:

Первая под проектным названием «Львовская брама» («Львовские ворота») находится между станциями «Лукьяновская» и «Золотые ворота». Это недостроенная платформа, мимо которой поезда проносятся уже более 20 лет. Из-за недостатка пассажиропотока в 1996 году она так и не вошла в «зелёную» линию и была законсервирована.

Вторая версия консервации станции связана с районом расположения. Историческая застройка, узкие улицы, высокая плотность домов не способствовали открытию подземной остановки.

Станция-призрак Киевского метро Львовская брама

Вторая станция-призрак носит название «Теличка» и располагается между «Выдубичами» и «Славутичем». Скрыта эстакадой Южного моста, для многих горожан она остаётся неизвестной. Станцию планировали берегового типа в районе с плотной промышленной застройкой. Однако с течением времени платформа утратила надобность, некоторое время использовалась, как техническая, а после и вовсе закрылась.

Есть сведения об ещё одной недостроенной станции на Печерской линии – под проектным названием Герцена. Она планировалась для разгрузки пассажиропотока у Киевского мотоциклетного завода, но так и не была завершена.

Законсервированный тоннель

Мало, кто из киевлян знают о существовании «закрытого» туннеля. Он связан со строительством Сырецко-Печерской линии метро. Архитекторы и проектировщики задумали создание двух пересадочных станций с выходом на уже существующие две линии.

В ходе работы возникли трудности с пересадкой на красную линию. В результате было принято решение построить новую станцию в стороне от тоннелей перегона «Университет» – «Крещатик». Станцию построили и присоединили к существующей линии новый транспортный узел. Старый тоннель законсервировали.

Законсервированный тоннель Киевского метрополитена

Мифы и реальность работы метрополитена

  1. «Рельсы-убийцы» в подземке, которые убивают током, к счастью, всего лишь страшилка. Известно, что современные электропоезда запитываются от третьего рельса, который находится на высоте колёс. Через специальные токопроводники на вагоны-метро подаётся напряжение примерно 825 вольт. Сама по себе эта цифра устрашающая для человека, однако на станциях «опасный» рельс спрятан под платформами.
  2. Киевский метрополитен обслуживает три депо и более 8000 сотрудников. В каждом из депо находятся рабочие колеи и одна техническая для мойки вагонов. В «душ» вагоны загоняются два раза в месяц.

    Дарницкое депо Киевского метрополитена

  3. Смена машиниста заканчивается в полночь, после чего он отправляет состав в депо, а сам ночует в специальных комнатах отдыха. По своему типу они напоминают гостиничные номера.
  4. На конечных станциях нет поворотных площадок. Для следования в противоположную сторону машинисты переходят с одного конца поезда в другой по специальным мостикам-перонам.
  5. Метрополитен можно считать одним из самых безопасных видов транспорта. Вся система работы поездов и станций оснащена современной автоматикой, которая препятствует любой сбой работы и столкновение составов. На каждом участке есть допустимые нормы скорости, которые контролирует компьютер. В случае нарушения технического регламента диспетчеры связываются с водителем. В критических ситуациях поезд останавливается самостоятельно. Автоматическое торможение также срабатывает за 200 метров до предыдущего поезда.
  6. Надпись «Не прислоняться к дверям» написана не просто так. Дело в том, что в случае технической неисправности двери могут приоткрыться на ходу.
  7. Первые поезда в метро имели три вагона. С 1972 и по сегодняшний день киевская подземка оснащена пятивагонными составами. Каждый вагон рассчитан на вместимость двухсот человек.
  8. Эскалатор в метро движется со скоростью чуть меньше метра в секунду, а сами ступеньки расположены под углом 30 градусов. Такое положение позволяет комфортно преодолевать спуски и подъёмы.

    Эскалатор киевского метрополитена

  9. Метро никогда не спит. Ночью отключается напряжение с контактного рельса и в тоннелях проводятся технические работы. Каждую ночь на пути выходят дефектоскописты, которые сантиметр за сантиметром проверяют исправность рельсов. Время от времени проводятся профилактические работы, моются тоннели и станции. Ночью персонал передвигается на дрезинах.
  10. Киевский метрополитен может заменить надёжное бомбоубежище. В туннелях находятся специальные площадки для размещения людей и аварийная система жизнеобеспечения. Станции оснащены системой вентиляции и металлическими дверями, которые по техническим просчётам способны выдержать даже ядерный взрыв.

Интересные факты

А вы знали, что в киевском метро самая большая плотность движения поездов в мире – интервал от 90 секунд. А пассажиропоток на центральной ветке в час пик составляет более 60 000 людей. Такое количество жителей помещает город Борисполь. Ещё несколько интересных фактов о столичной подземке предлагаем узнать вместе с нами:

  • если сложить все три ветки метро в единую линию, их длина превысит протяжность города на 20 км;
  • более 30 лет проезд в метро имел единый неизменный тариф – 5 копеек;
  • машинистами киевского метро работают исключительно мужчины;
  • ни на одной станции метрополитена вы не увидите мусорных урн. Такая закономерность вызвана мерами безопасности против пожаров и возможных терактов;
  • поручни эскалатора движутся чуть быстрее ступенек. Это препятствует возможности уснуть пассажирам во время движения. С этой же целью по мере приближения к станциям мигают лампочки.
 
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями